71. Побудительной силой в движении человека является стремление избавиться от боли различия. 2. Прочувствованное осознание противоречия между тем, что есть (ветхая реальность), и тем, что должно быть (идеальность), есть действительное знание мирового зла. 3. Для первого йома зло коренится не в человеке, который по природе добр, а вне его. 4. Второй йом усматривает зло в первоприродном человеке, который не может сам ничего изменить. 5. Для третьего йома зло коренится в человеке и всё зависит от человекобога. 6. Для четвёртого йома зло коренится в противоречии Маммоны и Божественного Закона, и всё зависит от разрешения этого противоречия посредством Богочеловека. 7. Зло есть несовпадение особенной воли со Всеобщей, то есть субъективности (мышление) с Объективностью (Бытие). 8. Третий связанный йом — это сам тот (4), кто идёт Процессом (внутренняя связанность), и тот, кто не идёт им, но попал под суд диалектического Разума извне (внешняя связанность). 9. Третий йом как таковой — это утверждение гордыни, стремящейся освоить Небо, это — созидание старого (пирамидотворение) без его разрушения [столпотворение (4)]. Мф.11:23 10. Его можно рассмотреть как противоречие, которое не содержит в себе процесса разрешения, а потому приводит к запутыванию мысли (смешение языков), выявляющемуся в четвёртом йоме. 11. Несвязанность (обособленность) третьего йома имеет характер исторического и случайного: Божественный Разум неизбежно связывает его (либо внешне, либо внутренне). 12. Четвёртый день — это Процесс Великоскорбного Труда, Целью которого является созидание Нового (5), а средством, с одной стороны, — всё природное (3 в 4), с другой — начаток Духа (5 в 4), то есть раздвоение как глубочайшее несоответствие сторон, Борьба. 2Кор.2:4 2Кор.1:6 Рим.8:23 13. Вообще-то, Сама Истина — и Цель и Средство; Она достигаетСя посредством Самой Себя, а не заблуждения как такового. Ин.6:44 Ин.14:6 14. Но как Средство Она есть умирающая Истина, задавленная неочищенной конечностью, грехом. Ин.1:29 15. Таким образом, раздвоение есть средство, Единство — цель. Известно, что Eintracht ernährt, Zwietracht verzehrt*
Единство питает, вражда изнуряет (нем. посл.).
, но нельзя избежать вражды. Быт.3:15 16. По мере возрастания движущей силы от йома к йому возрастает и немощь ввиду более глубокого раздвоения (надрыва). 17. И наоборот, по мере возрастания немощи возрастает и понятие силы, получаемой от Второго Дыхания (начаток Духа), — силы, которая, однако, ещё не есть всемогущество и совершенство (поскольку наличествует немощь), но которая сильнее человеков. 2Кор.4:16 1Кор.1:25 18. Чрево земли двойственно. Это — два желудка ума, каждый из которых содержит плод познания. 19. Когда я ещё плохо знаю природу второго плода (4), но уже порождаю первый плод (3), он мне кажется основным плодом познания, совершенным плодом духа*
Тут открывается, что только дух есть плод и венец жизни (сочетание души и тела); жизнь души (2) уже рассматривается как непознанная, бесплодная Ева, как небытие (раскол души и тела).
. Быт.4:1 20. я пленён Словом, но ещё не осознал, в какой я попал плен. 2Кор.10:5 Евр.10:31 21. По мере более глубокого сопоставления третьего и четвёртого йомов, то есть когда включается второй желудок ума, третий йом осознаётся как греховная сторона, как нечистое мышление (нечистый дух). 22. Но третий йом также и положителен, потому что через него познаётся Добро, тогда как четвёртый в своей положительности содержит отрицательный момент, ибо здесь изблёвывается нечистота третьего йома. 23. Осознание маммоновского плена (3) с необходимостью приводит к длительному процессу очищения, процессу освобождения от власти субъективизма и таким образом к осоЗНАНИЮ*
Кто ищет свободу и при этом отвергает знание (мышление), тот НЕ знает, что ищет.
самой необходимости, то есть к Объективной свободе (4) и, наконец, через уничтожение антагонизма к Совершенной Свободе (5). Рим.13:11 Ин.10:17,18 Иак.1:25 24. Объективная свобода, являясь первым Глобальным отрицанием, ещё обусловлена отрицаемым, ещё ограничена и есть стремление к Всеобщему Благоденствию, средство обретения Безграничной, Абсолютной Свободы. 25. Четвёртый йом есть Объективная НЕОБХОДИМОСТЬ, осознанный (4) грех (3), который есть СМЕРТЬ. Мф.26:54 26. И ГРЕХ, И, соответственно, СМЕРТЬ никем НЕ ОБХОДИМЫ*
Коли смерть — необходимость, то грех необходимо предполагается ей. (Грех вообще есть неосознанное или осознанное первородство; смерть, соответственно, есть бесславная или к Славе.)
; даже Бог НЕ ОБХОДИТ их и стоически принимает их. 1Ин.1:8 Ин.1:29 27. И грех, и смерть суть одно: ЗАКОН греха и смерти. Рим.8:2