331. Вначале в основе всякого развития усматривается механицизм;
2. Затем подхватываются следующие категории: физизм, химизм и, наконец, биологизм.
3. Но по мере «
одухотворения» «человеко-машины» происходит
деградация сознания.
4. Когда в основание общественного движения был положен, казалось, самый высокий принцип — органическое движение как бесконечно разумное проявление законов природы, это низвело человека до бестии и послужило толчком для человеконенавистнических теорий о выживании сильного.
5. Закоснелые представители первого царства не хотят в себе видеть разделение на человека и Человека.
6. Категории ими не выстраданы, и все различия, — которых — бесконечное множество, — ничтожны, несмотря на любой накал
чувств.
7. Первое царство — это упорное отстаивание
неразличенного единства мира.
8. Ввиду этого первый йом, в качестве закоренелого, является сферой бездушия, вещизма, грубого сенсуализма и невежественного монизма.
9. Невежественный монизм говорит: «
природа творит всё»; вводит термин: «природа-творец», — и по удивительной лености мышления не идёт дальше этой неразличенности
актива и пассива, диалектического Закона и материи, которая в своём развитии
подчиняется этому Закону.
10. Однако первый йом, предрасположенный к идее Бога, допускает некое праначало, сверхприродный нуль, говоря: «Что-то есть». Это — стихийный деизм и отголоски неидольского язычества.
11. Но коль скоро различие остаётся на уровне разности и чувства, это всё равно первый йом.
12. Дуализм начинается во втором царстве, где всё сводится к различию на уровне противоположности, к различию дольнего и горнего, протяжения и мышления, причём мышление усматривается первичным, а протяжение — вторичным.
13. Это — дуализм бытия и представления, дуализм внешний.
14. Он проявляет себя двояко: как дуализм дольнего (1) и горнего (2) в пределах земного (1-2) и как дуализм дольнего (1-2) и горнего (3) в качестве абстрактной сущности, именуемой Богом.
Вл.3,3:7-9
15. Второе царство полагает, что движение и покой есть внешнее материи. Протяжение и мышление — это две непримиримые субстанции (
окказионализм*Случай для проявления Божьего промысла.
абстрактный).
16. Эти субстанции
примиряются в неведомом*Неведомом потому, что методом познания является представление, букварство.
Боге и Ему Одному известным образом.
2Кор.5:19
Деян.17:23