331. Вначале в основе всякого развития усматривается механицизм; 2. Затем подхватываются следующие категории: физизм, химизм и, наконец, биологизм. 3. Но по мере «одухотворения» «человеко-машины» происходит деградация сознания. 4. Когда в основание общественного движения был положен, казалось, самый высокий принцип — органическое движение как бесконечно разумное проявление законов природы, это низвело человека до бестии и послужило толчком для человеконенавистнических теорий о выживании сильного. 5. Закоснелые представители первого царства не хотят в себе видеть разделение на человека и Человека. 6. Категории ими не выстраданы, и все различия, — которых — бесконечное множество, — ничтожны, несмотря на любой накал чувств. 7. Первое царство — это упорное отстаивание неразличенного единства мира. 8. Ввиду этого первый йом, в качестве закоренелого, является сферой бездушия, вещизма, грубого сенсуализма и невежественного монизма. 9. Невежественный монизм говорит: «природа творит всё»; вводит термин: «природа-творец», — и по удивительной лености мышления не идёт дальше этой неразличенности актива и пассива, диалектического Закона и материи, которая в своём развитии подчиняется этому Закону. 10. Однако первый йом, предрасположенный к идее Бога, допускает некое праначало, сверхприродный нуль, говоря: «Что-то есть». Это — стихийный деизм и отголоски неидольского язычества. 11. Но коль скоро различие остаётся на уровне разности и чувства, это всё равно первый йом. 12. Дуализм начинается во втором царстве, где всё сводится к различию на уровне противоположности, к различию дольнего и горнего, протяжения и мышления, причём мышление усматривается первичным, а протяжение — вторичным. 13. Это — дуализм бытия и представления, дуализм внешний. 14. Он проявляет себя двояко: как дуализм дольнего (1) и горнего (2) в пределах земного (1-2) и как дуализм дольнего (1-2) и горнего (3) в качестве абстрактной сущности, именуемой Богом. Вл.3,3:7-9 15. Второе царство полагает, что движение и покой есть внешнее материи. Протяжение и мышление — это две непримиримые субстанции (окказионализм*
Случай для проявления Божьего промысла.
абстрактный). 16. Эти субстанции примиряются в неведомом*
Неведомом потому, что методом познания является представление, букварство.
Боге и Ему Одному известным образом. 2Кор.5:19 Деян.17:23