81. Защита своей веры у казаков – то же, что и защита своей Народности. 2. Казаки посвящали свою жизнь вызволению православных невольников, для чего они совершали далёкие походы на невольничьи рынки. 3. Подвиги степных богатырей в корне расшатывали институт рабства вообще, являли пример готовности претерпеть любые муки за Свободу и независимость, за веру, за народ христианский. 4. Казачья кровь проливалась не напрасно, ибо на ней, как на сдобе, поднималась Русская земля. 5. Исторически в социальном плане казачество делится, главным образом, на вольное и служилое, подразделяющееся, в свою очередь, на четыре сословия:
1) вольнонаёмные работники  
2) землепашцы                                   служилое казачество
3) ремесленники, промысленники 
4) военные                 
5) вольное казачество.
6. Последнее разделяется на оседлых (сиднюки) и гулящих*
У казаков "гулять" означает и "праздновать", и "воевать".
(сичевики), являющихся ядром степного рыцарства и состоящих из голутвённых (сиромашня) и старшинства (домовитые). 7. Но самое принципиальное (морально-нравственное) разделение в казачьем народе создала государственность, которая различала всех казаков на "верных " (преимущественно домовитые), признающих власть, и "воровских", "гулливых, как волна", не признающих власть преходящего царствия. 8. "Верные" пытаются соединить свою вольность с повиновением этатической власти, что способствует, вообще говоря, сохранению тела казацкого народа. 9. "Воровские" действуют свободно, отстаивают независимость и самоуправление не только у себя, но и повсюду, оберегают общинную душу народа. 10. К началу Смуты казачество составляло половину Руси, но оно было неоднородно в своей массе, что ловко использовала власть, которая всегда стремилась замутить вольный народ, столкнуть его с самим собой, дискредитировать его в глазах всего населения, для чего создавались отряды карателей, "ряженных" под казаков, и сочинялись различные небылицы, выдаваемые за подлинную историю. 11. Именно сынам донских степей, а не дворянскому (бюрократическому) и земскому (демократическому) ополчениям, принадлежит выдающаяся роль в ликвидации Смуты. 12. "Пришли казаки с Дону и погнали панóв к дому", – говорили в народе. 13. Во время Октябрьской революции никем не победимое казачество, разделившись на две взаимонаправленные силы, исключительно ревностно служащие старой и новой власти, подорвало себя окончательно. 14. Но это распятие и последующие смерть и полагание во гроб были необходимы вольнолюбивому народу для его Воскресения в Новом качестве. 15. Поистине Свободное = Духовное казачество – это спасение Руси, вызволение её из Последней смуты. 2Кор.3:17 16. Вся русская земля страдала от того, что чиновничья государственность использовала казачество как средство, меж тем как оно есть цель для Руси. 17. Казакия не отделяется от общины, трудящейся на земле, и её надлежит рассматривать как общину вообще. 18. То, что было, как в зерне, положено в первоначальной общинности, получило полное развитие в Казакии – единственно возможной форме существования свободного народного общежития в окружении ветхой государственности. 19. Крестьянская община тоже содержала в себе оба элемента – мирный и воинственный, но с преобладанием первого над вторым. 20. У крестьян были молодёжные ватаги, которые возглавлялись "ватаманами" и которые поддерживали и культивировали воинственный дух в кулачных схватках, вовлекавших все возраста. 21. Крестьяне в своей среде называли казаком того, кто выделялся в качестве исправного работника, лучшего воина, честного свидетеля в тяжбах, свободолюбивого человека. 22. Казакия по-Истине – необходимая Судьба Руси, и оказачиться – сакральная мечта подлинно русского народа.