Направление живописи “Станьте как дети” и художественная школа “Творческая непосредственность”

Если не обратитесь и не будете как дети*Имеется в виду стать, а не оставаться (в оригинале — "возродитесь").,
не войдёте в Царство Небесное (Мф 18:3).


Стремительное развитие технического прогресса в последнее время, обширнейшая эрудиция, накопленная человечеством, сильно уклонили подавляющее число людей от Духовного Прогресса, породили иллюзию всезнайства, чувство превосходства над детством человечества, как в качестве предков, так и потомков — наших детей.

Часто амбициозность взрослого, его гордыня и высокомерие по отношению к ребёнку не позволяют проникнуть в микрокосм дитя, познать чистую непосредственность творческого задатка, изначально предзаложенную в человеке, которую сам ребёнок не осознаёт и которую извращает воспитатель, испорченный бездуховной цивилизацией. От рождения человек потенциально есть со-Творец, т.е. способность творчества не только благоприобретается им, но прежде всего является врождённой. Все дети обладают творческими способностями, ибо созданы по образу и подобию Творца.

В творческой деятельности человека имеют место две непосредственности, разделяющиеся лабораторией творчества, процессом приобретения опыта, накопленного общечеловеческой культурой. Таким образом, складывается триада:


детская (наивная) непосредственность,

опосредствование,

высшая (профессиональная ) Непосредственность.


Детская непосредственность в искусстве очень близка народному творчеству. Это проявляется в лепке, схожей с народной пластикой, в живописи, напоминающей иконопись, в танцах, пронизанных живой импровизацией, в фольклоре, умиляющем нас напевными считалочками, присказками, которые сродни архаически-народным байкам, заговорам, скороговоркам, пустоговоркам.

Конечно, во многом детская творческая непосредственность замыкается на себе самой, не позволяя выйти за пределы своей собственной стихии, но, с другой стороны, дети жаждут стать взрослыми, и тут возникает благодатная почва естественной взаимности педагога и ученика, которая тем более продуктивна, чем сильнее взрослый стремится стать душой (не умом!) как дитя в плане её райской чистоты. Это не подделывание под дитя, не заигрывание, не сюсюканье с ним, а освобождение от налёта ложного величия, от недуховной взрослости, от примата фактографического знания, от чего не свободны и напичканные эрудицией дети, которым необходимо также очищаться, чтобы они были дети как дети.

Верный курс на развитие творческого дара, ниспосылаемого Отцом Небесным детям Земли, взяла детская художественная школа “Творческая непосредственность”, которая имеет органическую связь и общую колыбель с направлением живописи “Станьте как дети” и в которой происходит влияние друг на друга учителя и ученика*Проблема "кому у кого учиться писать" получает своё разрешение в практике работы с детьми в названной школе..

Благодатной почвой для развития творческой непосредственности вообще является изобразительное искусство, в частности живопись. Детская живопись, не тронутая цивилизацией и академизмом, располагает тем чистым творческим импульсом, исходящим непосредственно из души ребёнка и являющимся подлинным, органическим, живым, созидательным потенциалом, который можно и нужно лучшим образом актуализировать с большой пользой для становления творческой личности вообще. Это возможно только посредством чуткого, бережного обращения, опытного, творческого подхода со стороны художника-педагога. Требовательность, непреклонность и даже беспощадность должны быть обращены лишь против всего того, что мешает хрупкому творческому естеству. Причём осуществляется это диалектически, изнутри. Т.е. развитие внутренней, предзаложенной свободы реализуется без попирательства и ломки извне, путём культивирования личности из неё самой. При таком подходе изначальная свобода в своём становлении до Высшей Свободы Творчества сама сталкивается с несвободой, также изначально предзаложенной в ученике, и как бы сама преодолевает последнюю, однако не без помощи учителя, оказываемой с большим тактом, не допускающим повреждения ростка свободного творчества.

Детская творческая непосредственность в её чистоте умиляет нас бесхитростностью, честностью, неизощрённостью, простотой, отсутствием ловкачества, обмана, маскировки, фальши, слащавости — всем тем, чего так не хватает искусству, для которого первичным является не принцип творческой фантазии, а академизм. Искусство, застревающее в опосредствовании, не может скрыть своё упивание профессионализмом, искушённостью.

Первая творческая непосредственность в живописи — это прежде всего изображение преднайденного без поиска, в отличие от второй непосредственности, изображающей нечто найденное через поиск, который как опосредствование совершенно скрыт. Таким образом, вторая непосредственность есть то же, что и первая, плюс творческий опыт. Во всякой непосредственности нет излишнего усложнения, витиеватости, вычурности, похвальбы эрудицией, эстетства, пижонства, надмения, мертвечины, механицизма, но имеют место простодушие, жизненная целостность, правдивость. В связи с отсутствием опыта в детском художественном творчестве более импульсивности, импровизации, случайности, психического автоматизма, чем у профессиональной непосредственности, которая идёт больше от ума. Зато первая непосредственность — это по-особенному чарующая свежесть, непринуждённость, спонтанность, безыскусственность, трогательная исполненность любовью, которую необходимо лелейно развивать. Дети отражают жизнь непредвзято, неприукрашенно, передают её оголённое существо. Ребёнок, пока он ещё tabula rasa, не морализирует в своём рассказе, не имеет задних мыслей, не творит заученно, трафаретно.

Как в истории философии в своё время происходит поворот философской мысли от познания мира и его описания к самой себе, к исследованию способности мышления, его законов, так и искусство в последнее время поворачивает к себе, но впадает в дурноту опосредствования, аналитизм, познание своих собственных законов.

Искусство “Станьте как дети” — начало начал в плане выхода из тупика разложения и распада живой жизни, её органической нерасчленимости. Аналитический авангард его поиск, ставший в конце концов рутинным, настойчиво потребовал в своей прогрессивной стороне синтетического завершения и окончательного осмысления понятия передового искусства. В живописи “Станьте как дети” концептуальное искусство находит своё продолжение, но уже на новом основании. Общее состоит в том, что из последнего берутся достигнутый опыт в отыскании эстетических законов, расширенный лексикон художественного языка, смелость его комбинаций. Различие же состоит в том, что в первой явлена предельная простота, в которой сняты богатство и многообразие мировой художественной культуры, её анализ. Если апокалиптическое искусство последнего времени застревает в стремлении к синтезу, то постапокалиптическое Искусство, каковым является направление живописи “Станьте как дети”, уже синтетично, и не на уровне эклектизма, далее которого не идёт постмодернизм, а на уровне органической целостности. Если в искусстве последнего времени преобладают сарказм, отрицание (критицизм), издёвка, подсмеивание, скепсис, игра, имеющая целью отделиться от человека, принцип элитарности, то в искусстве “Станьте как дети” торжествуют доброта, позитивные настроения, благодушный юмор, вера в лучшее, игра, имеющая целью соединиться с человеком, доступность, светлая радость, праздничность.

Искусство “Станьте как дети”, а вместе с ним детская художественная школа “Творческая непосредственность”, — это поворот к истоку человеческой жизненности, это — единство детской творческой непосредственности и профессионального опосредствования на уровне Нового направления живописи, которая творит в стиле чистой детской непосредственности, и на уровне названной школы, где Духовный и художнический опыт учителя растворён в детских работах, так что эти работы остаются в своей стихии, не выходя за её пределы, но при этом являются завершёнными и цельными произведениями.

В названных школе и направлении живописи имеют место сотворчество, с одной стороны, на уровне учителя, с другой — на уровне ученика. Т.е. различие между художественным направлением и детской школой заключается в том, чья непосредственно рука совершает работу как целое.

Взрослый художник может сам продолжить, довершить, трансформировать, компоновать детские работы, и они будут относиться к искусству “Станьте как дети”, но в то же время это может проделать рука ученика по совету учителя, и это творчество будет относиться к детской художественной школе “Творческая непосредственность”. Сами дети не могут рисовать картину как целое. Цельность в детском художественном творчестве проявляется только в слиянии чувства, фантазии и художественного образа, что является очень важным и что необходимо развивать до цельности всего художественного языка.

Как уже было сказано, искусство “Станьте как дети” связано с педагогической деятельностью и, в отличие от искусства, застревающего в опосредствовании, в самоутверждении, в служении сиюминутной злобо-дневности, имеет своей целевой установкой воспитание творческого поколения людей, служение непреходящему Настоящему. Понятие художественного творчества (= творение человека) здесь отвечает понятию “творить Человека”.

Губительным для непосредственности в искусстве является примат академизма, а также технического прогресса над живой творческой фантазией, поэтому ребёнку, который воспитывается в подлинно художественном вкусе, не навязывается копирование модели как основной принцип обучения живописи. Лучшим образом скопировать модель может бездушный аппарат, ребёнку же должно предоставить полную свободу изображать своё представление о живой действительности. При этом в подходящей ситуации следует предварительно уяснить с ним, что он будет изображать и каково название работы, чтобы предпослать воплощению замысла слово, ибо “всё через Него начало быть”. Обучение, основанное только на требовании натуралистически воспроизводить модель превращает человека в машину, в которую закладывают задание. Также и компьютер является опасным помощником в деле обучения живописи, могущим превратить ребёнка в потребителя и робота, рисующего роботов. Компьютер, как злой рок, вторгающийся более всего именно в детскую живопись, в условиях, когда не остаётся места Человеческому фактору, становится достаточно могущественным, чтобы закомплексовать, машинизировать душу ребёнка, похитить из неё зерно Духовного творческого гения.

Если концептуальное искусство исключает детей в плане эстетического наслаждения, то искусство “Станьте как дети” не исключает взрослых и радует всех красотой своих произведений.

Отличие “примитивизма” от искусства “Станьте как дети” состоит в том, что там взгляд детской непосредственности обогащён житейским опытом, а здесь, сверх того, — профессионализмом.

“Станьте как дети” не означает оставаться детьми (1Кор 14:20), но заключает в себе призыв дорасти до понимания детской непосредственности. Это не инфантилизм, не детскость во взрослом, а взрослый в детстве, это — человек, пришедший к осознанию нищеты конечной духовности (Мф 5:3), каковое необходимо для обретения Богатства Вечной Духовности.

Взрослые часто несерьёзно относятся к действительному, немашинному детскому творчеству, которое не выглядит наукообразно, и особенно скептически относятся к их наивному самостоятельному рисованию — важнейшей сфере проявления чистого художественного дара.

Все интеллектуально здоровые дети потенциально гениальны, но не все пока имеют возможность пройти через воспитание, способствующее реализации этих потенций. Художественная школа, возникшая на Русской почве, открывает эту возможность, и Русский Народ первый являет пример обнаружения у каждого ребёнка задатков Божественного Творчества, начатков Внутреннего Человека, которые взрослые на протяжении всей пред-Истории замуровывали в детях бетоном эрудиции. Художественные школы пред-Истории никогда не обучали*Вообще говоря, творчеству обучить нельзя, ибо оно от Бога; творческий рост можно только культивировать (1Кор 3:6,7). собственно творчеству, они всегда были ориентированы на обучение ремесленничеству, и поэтому их можно было бы назвать школами творческой о-посредственности.

Детская художественная школа “Творческая непосредственность” — Откровение Русского Народа, Его гениальности, которая обнаруживается как явление всенародное.

Детская творческая, неподражательная живопись имеет общее с иконой в плане спиритуалистического — противоположного натуралистическому — подхода, свободной творческой фантазии, изображения каждого предмета с самой выразительной точки обзора и в плане свободы от диктата прямой перспективы. Она близка к музыке, которая передаёт не внешнюю натуру, а внутреннюю, ибо не имеет своим основанием подслушивание извне, а зиждется на внутреннем слышании.

Ви́дение в живописи разделяется на внешнее и внутреннее, подлинно творческое. Ребёнок должен начинать рисовать то, что видит его внутреннее око, модель же и академизм, навязанные как нечто первичное в обучении живописи, закрепощают, сковывают творческое священнодействие. Опосредствующий академизм должен иметь лишь вспомогательное значение и ни в коем случае не являться основой, как и модель. Основой является не тело, не законы его конструирования, а душа и её высшее достижение — Дух.

И детская художественная школа “Творческая непосредственность”, и направление живописи “Станьте как дети” не есть мода, а являются непреходящей Действительностью в искусстве Нового Реализма, необходимым этапом Эпохи Творчества = Эпохи Духа. В художественной школе творческий дар, формируя и сохраняя себя как явление сугубо личностное и неповторимое, открывает для себя возможность перерасти из только индивидуальной творческой непосредственности в Общенародный Гений, органически включиться в возрождённую Народность, каковая на протяжении всей пред-Истории была преданием о Рае, всеобщей непосредственностью, обогащаемой длительным личностным опосредствованием.

Необходимым условием Эпохи Вечного Возрождения, Возрождения Народности (а не только гениев, как это происходило в эпоху конечного “Возрождения”) является восстановление глубокой связи человека с природой. С древнейших времён существует эта связь в общинном арийском искусстве, в котором отразилась любовь ко всем проявлениям природы, особенно величественным. В микрокосме был творчески, образно преломлён макрокосм. С этого начинает детская художественная школа “Творческая непосредственность”.

Вторая Непосредственность в искусстве в Эпоху Духа — это высокое профессиональное мастерство, помноженное на традиционное творчество Народа, это — Гармония новаторского творчества Личности и мировоззрения Общины, в Которую нельзя войти, не став как дети.

все