26 1. Поэзия*
От греч. «творю», «делаю».(Более глубокие корни ведут к языку Азов.)
во всей полноте своего значения есть начало и конец искусства вообще, логическое основание всех видов искусств и всякой творческой деятельности*
Неспроста слово «поэзия» означает «очарование», «обаяние», «прекрасное».
. 2. Это самое подвижное в себе и для других, самое ёмкое и всеохватывающее искусство. 3. Являясь всеобщим искусством, поэзия способна в бесконечно разнообразной форме выражать любое содержание; её неограниченным материалом является сама художественная фантазия, СКАЗочность. 4. Поэзия — это царство Самого Логоса в Его художественном обличии; в этом царстве достигается наибольшая полнота метафорического изображения действительности, оно само есть действо. 5. Если (со стороны средства выражения) зодчество*
От — «зод» (глина).
есть сугубо перстное начало художественного Логоса, ваяние — Его Тело, живопись — Его Душа, ещё не свободная от перстных одежд, музыка — Его становление как Духа (обнажённая Душа), то поэзия в её высшем выражении есть Реальная Жизнь Самого Логоса в сфере искусства. 6. Уже музыка прорывает безмолвностъ художественного языка, царство немого жеста, но она не идёт далее междометий, и только с поэзии начинается внятная речь, которая в своей полноте живого воплощения возвращает жест. 7. К поэзии в самом широком смысле относится вся художественная литература, театр и кино, в узком смысле — стихотворные произведения, муза. 8. Последняя, в отличие от прозы, для которой преимущественное значение имеет смысловой результат, ещё близка к музыке, которой важен сам процесс замкнутой в себе жизни. 9. Но с другой стороны, именно проза детально описывает частности, тогда как собственно поэзия избегает рисовать их в развёрнутом виде и содержит в себе такие циклические дробности, которые являются законченными и самоценными. 10. Всякое несуетное, сосредоточенно-осмысленное высказывание себя уже есть некая поэзия, которая до конца начинает отвечать своему понятию — понятию художественного слова, — когда приобретает образную и возвышенную форму, а при наличии метра или ритма становится сугубо стихотворной речью. 11. Поскольку проза более дискурсивна, а поэзия более интуитивна и движется от целостного к целостному, то первая тяготеет к мужественному началу, а вторая — к женственному. 12. Кроме того, в стихотворном творчестве более юношеской пылкости, чем в художественной прозе, к которой неизбежно приходят даже самые прирождённые поэты в период их возмужания. 13. Художественное слово — самое простое и доступное искусство, со стороны преодоления технических трудностей, и самое трудное — в плане откровения его источника вдохновения и творческой фантазии. 14. Источник поэтического вдохновения (Иппокрена) обретается посредством подвижнического настроя души, способной сгармонизировать силу и лёгкость словесной стихии, окрылить в ней самое весомое, переведя его в состояние парения (говоря поэтическим языком, оседлать Пегаса). 15. Поэт, в сравнении с любым художником, располагает наибольшими возможностями, чтобы донести задуманное, он может более полно, исчерпывающе передать глубину содержания, более откровенно и определённо раскрыть свой художественный замысел, так что за-мысел перестаёт быть таковым и становится свободной мыслью. 16. Но именно в силу того, что поэт пользуется самым категорическим средством — логосом, он более ответствен перед Обществом за сказанное. 17. Звание поэта столь высоко, что только оно до конца совпадает с понятием пророка, про-рицателя*
По-лат. vates означает «поэт», «прорицатель», «пророк», «учитель», «корифей»; арийск. kaví, ŕ̥ṣi — поэт, мудрый, прозорливец. Феномен поэта-пророка (риши) с древнейших времён особенно присущ Руси.
. 18. Искусство поэзии более всех искусств со-ответствует Природе Создателя, ибо Таковой есть Слово. 19. Муза как живое действо передаётся посредством поэтико-музыкального звучания, в котором собственно звучание (в отличие от музыки, заключающей в нём всё своё содержание) растворяется в мыслительной определённости и получает отклик в душе слушателя не только на уровне со-звучности, как в музыке, но и на уровне со-знания. 20. Поэзия вообще ведёт к абсолютной сконцентрированности на Жизни Духа и может реализовать себя в Ней и для Неё, не отвлекаясь на косное, противостоящее Ей временное и пространственное средство, ибо средством поэзии является вневременное и внепространственное абстрактное слово — понятие, а Целью — Живое Слово, Слово, ставшее Плотью. 21. В начале было Слово … и если со стороны становления Идеала Искусства вообще все отдельные искусства эволюционируют к поэзии, то со стороны ставшего Идеала они эманируют от поэзии. 22. Основные три рода изящной словесности — эпическая, лирическая и драматическая — в определённой форме проявляют себя во всех особенных искусствах.