131. Одной из основных эстетических категорий является категория народности искусства. 2. Первоначально народность и профессионализм искусства составляют неразличенное единство, затем они разделяются вплоть до антагонистического противостояния и, наконец, гармонически сочетаются на Высшем Уровне, когда академизм подчиняется Принципу Народности. 3. Профессионализм без Народности интересуется самим собой, а не правдой жизни, и его обособление приводит, с одной стороны, к элитарности, с другой — к псевдонародности в искусстве, к заигрыванию с народом и высокомерно-попечительскому отношению к нему. 4. Народность в художественном творчестве проявляется в том, что она несёт в себе глубинную мудрость народа, преломляющую Высшую Премудрость, отражает его борьбу за Свободу, а главное — Настоящую Победу. 5. Подлинной Народности в искусстве не чужда никакая эстетическая сложность, потому что Истинная Красота, раскрывая различные уровни наслаждения Ею, близка и по-своему понятна всем, как Библия близка и доступна любому уровню христианского сознания, несмотря на бездну Премудрости, содержащуюся в ней. 6. Если произведение искусства отвечает своему названию во всей полноте, то оно сразу при-нято, хотя и не сразу по-нято. 7. Живая, действительная Народность в искусстве не есть упрощенчество и так называемая массовость, она не есть голос о народе, а является голосом народа, его психологией, его взглядом на жизнь. 8. Принцип Народности в искусстве (исключительно сильно выраженный в русском народе) является общечеловеческим и для всех народов имеет одни и те же законы Красоты. 9. Общечеловеческое = Метанациональное в искусстве опосредствовано национальным и является истинной Непосредственностью, истинным Основанием Искусства, которым более всего может располагать Русское Супернациональное Искусство. 10. Суждение «Искусство только тогда сильно, когда национально» имеет историческое оправдание, но Мета-историческая Правда заключается в следующей дефиниции: "Искусство тогда по Истине сильно, когда оно сугубо национально и интернационально одновременно, то есть является транснациональным и при этом составляет славу Отечеству (да ещё такому, как Русское, Которое несёт в Себе Божественную Всеобщность, то есть совмещает понятия земного и небесного). 11. Истинная Народность в искусстве вечна и всегда непосредственна — как первая непосредственность, которую салонное сознание, исполненное высокомерия, называет примитивизмом, и как вторая Непосредственность, содержащая в себе высочайший профессионализм. 12. Профессионализм как таковой в своём развитии претерпевает разложение, в котором все направления вплоть до возвращения к Высшей Народности в Искусстве являются конечными. 13. Основными направлениями в искусстве являются следующие:
1) античный реализм*
Вообще первый момент можно рассматривать как неразличенное единство реализма и символизма.
(мифологический) 2) символизм 3) классицизм 4) романтизм (Космический) 5) антропологический реализм 6) модернизм (разложение и становление Бого-Человека в искусстве) 7) Христологический Реализм (отражение Новой Действительности).
14. Если отвлечься от исторического аспекта, от различий в реализме в рассмотрении этих направлений и построить их по логическому принципу, то получится основополагающая для всех направлений субординационная пятерица:
1) символизм*
Эти «измы» не следует смешивать с тремя формами передачи содержания искусства: символической, классической и романтической.
2) классицизм*
Эти «измы» не следует смешивать с тремя формами передачи содержания искусства: символической, классической и романтической.
3) романтизм*
Эти «измы» не следует смешивать с тремя формами передачи содержания искусства: символической, классической и романтической.
4) модернизм 5) Реализм.
15. Более подробное рассмотрение направлений в искусстве с позиций единства исторического и логического начал приводит к следующему порядку:
I
1) мифологический реализм
2) символизм
3) ренессансный реализм
4) барокко (стили, течения, школы: рококо, маньеризм, гонгоризм, 
прециозная литература, метафизическая школа, вторая силезcкая школа)
5) классицизм.
II
1) просветительский реализм
2) сентиментализм
3) романтизм (антропологический)
4) критический реализм
5) жизнеутверждающий реализм [высшее выражение — соцреализм
(националистический и интернационалистический)].
III

Начало модернистического распада:

естественное искусство;
человеческий фактор;
природная закваска:
1) натурализм
2) модернистический примитивизм
3) импрессионизм
4) фовизм (пуантилизм — его 
манера, ставшая стилем)
5) экспрессионизм.цивильное искусство;
элитарность;
урбанистическая закваска:
1) декадентство
2) эстетский символизм
3) акмеизм
4) аналитический кубизм

5) тенденциозный футуризм.
IV

Модернистический распад:

(развитие чистого абстракционизма;
нон-фигуративность):
1)синтетический кубизм
2) ташизм*
Здесь хронологическое нарушение является номинальным.
3) алогизм 4) супрематизм 5) эйдосизм.
(развитие авангардизма): 1) формальный футуризм 2) дадаизм 3) сюрреализм 4) искусство абсурда 5) поп-арт.

Негативная бесконечность разложения Искусства. Постмодернизм:

Течения поп-арта: кинетическое искусство, саморазрушающееся искусство, оп-арт, окр-арт, эл-арт, хеппенинг, артефакт, гроб-арт, дно-арт. Конструктивизм, деконструктивизм, функционализм, концептуализм (течения: перформенс, боди-арт, искусство плоскости, искусство поведения, ленд-арт, видео-арт, культурное искусство), кочующее искусство, интуитивизм, техницизм, цитатное искусство, анахронизм, трансавангардизм, «новый реализм», реди-мейд, бедное искусство, минимализм, Зеро, гиперреализм (неоавангардизм), апокалиптический (эсхатологический) реализм, русский китч…
V
Христологический Реализм; Синтетическая Непосредственность, Высшая Народность.