121. Следует различать Идею Философскую и художественную, которая мыслит действительность не в абсолютно адекватных понятиях, как первая, а фигурально. 2. Гений Искусства служит Логической Идее в Её переводе на язык художественных образов и всецело не захвачен Ею как таковой, ибо это был бы переход в собственно Философию. 3. Художественную идею (именно идею, а не расплывчатые чувства!) можно объяснить в понятии без «смыслового остатка», и если бы это было не так, то средствами искусства Идея передавалась бы полнее, чем это доступно Философии. 4. Искусству, да ещё понимаемому как художественно-интуитивная форма познания, в основании которого находится подсознание, отводилась мессианская роль, но даже Небесное Искусство, имеющее своим Основанием Сознание, является не более как иллюстрацией к Учебнику Жизни — Божественному Логосу, единственно обладающему спасительной Мощью. 5. Говорят: «наука познаёт жизнь»; но нет ни конечной «науки вообще», ни конечной «жизни вообще», и это выражение верно только применительно к Науке наук — Божественному Логосу — и к Его Жизни, то есть к Бесконечно Общей Науке и Вечной Жизни. 6. Целью исследования частных наук является относительно общее, тогда как уже первая сфера Абсолютного Духа — Искусство — стремится познать Универсально Общее — Человека в целом, Смысл Жизни Вообще. 7. Любое произведение искусства есть сочинение, наука же не является таковым, ибо законы не творят, а находят. 8. Божественная Логическая Красота в художественном творчестве обращена не только к уму, как это имеет место в науке, но и к чувствам, и воплощается особенным, оригинальным образом. 9. Вообще говоря, в конечные науки проникает личностное — оригинальное решение, и в этом — поэзия науки. 10. Но в научных исследованиях личностное не идёт дальше формы выражения общего, не затрагивает содержания, ибо здесь всякое «от себя» уже называется отсебятиной. 11. Произведение же искусства всецело пронизано индивидуальной неповторимостью, в нём чарует именно «это» ви́дение, именно «это» субъективное озарение Всеобщим. 12. Реципиента волнует живое присутствие автора, его жизненная позиция, тенденциозность, вдохновение, сила интеллектуального и эмоционального напряжения, интуитивный импульс, своеобразие композиционного решения, искусность воплощения замысла, и в то же время, его способность не навязывать всё это, но растворить в объективном. 13. Таким образом, подлинная оригинальность в Искусстве есть органическое совпадение субъективного с объективным в художественной мысли и последней — с её воплощением.
14. В триаде «стиль,
манера,
оригинальность»
главным является оригинальность, обладающая основными критериями художественного творчества: неповторимостью, неподдельностью, незаменимостью и подлинно особенной ценностностью (конечно, остающейся в лоне всеобщей). 15. Несмотря на семантическое смешение вышеперечисленных категорий, стиль (абстрактно-всеобщее) следует считать филогенезным феноменом, манеру (только особенное) — онтогенезным, оригинальность — их единством, сугубо личным стилем, конкретно-всеобщей особенностью. 16. В подлинном художественном творчестве взаимопроникнуты историческое и Логическое, то есть актуальное и Вечное, так что актуальное отражает Вечное, а Вечное становится самым Актуальным. 17. То искусство, которое свидетельствует о Вневременном, о Непреходящей Красоте, имеет Будущее, оно же есть действительно, всегда Настоящее Искусство, отражающее Логическое Сегодня, в Котором снят весь Опыт прошлого. 18. Искусство, как всякое творчество, является одновременно и серьёзным делом, и игрой — игрой форм, красок, стихий, звуков, законов, воображения, поведения (актёра), игрой музыканта, певца, игрой в смерть и жизнь, которую сопереживает реципиент в процессе эстетического созерцания художественного произведения, помножая свою жизнь на авторскую. 19. Всякое художественное творчество есть единство труда и игры, которое не сводится ни к тому, ни к другому, поэтому если в художественном творчестве превалирует ТРУДность, то это можно назвать пыжинием художника, если акцент чересчур переносится на игру, то это можно назвать его капризом. 20. Художественное творчество — это универсальное явление, космический театр (рlау*
По-англ. — «пьеса», «игра».
), как и космогония есть драма, предмет искусства. 21. Неспроста у древних народов космогония и искусство представляли собой неразличенность.