41. В четвёртой ступени развития физической науки гравитационный коллапс рассматривается как сжатие макроскопического тела, т.е. как падение вещества на центр. 2. Разумное Мышление, в противоположность рассудку, удерживает оба момента понятия, т.е. мыслит противоречие, являющееся критерием Истины. 3. Таким образом, движение вещества в коллапсирующем теле с радиусом более значения гравитационного радиуса есть ЕДИНСТВО падения на центр и удаления от центра (единство притяжения и отталкивания), т.е. ВРАЩЕНИЕ тела внутри себя самого вокруг своего центра (внутреннее МАКРОскопическое движение). Вл.3,51:17 4. Это вращение есть та НЕУСТОЙЧИВОСТЬ, которая ОБЕСПЕЧИВАЕТ УСТОЙЧИВОСТЬ тела*
Примером, щадящим представление, является "волчок" (обе противоположности видимы).
. 5. Визуальное наблюдение Солнца (наблюдение, каковое возможно только извне) отмечает устойчивость, а теоретическое мышление познаёт неустойчивость. 6. Согласно закону возрастания энтропии, рассматриваемому в пятой ступени развития физической науки, система стремится к равновесию. 7. Для рассудка равновесие — это полное отсутствие движения (что верно лишь с одной стороны, со стороны земных объектов). 8. Разум (Который заходит со стороны космоса) схватывает равновесное движение (движущееся равновесие), т.е. постигает единство равновесия и движения, ибо равновесие неотделимо от движения. 9. Таким образом, Вселенная находится в состоянии равновесного движения (= устойчивое неравновесие). 10. Визуальное наблюдение Вселенной, т.е. Суперсолнца (наблюдение, каковое возможно только изнутри), отмечает движение, а мыслью постигается равновесие. 11. Знаменательно, что для рассудка внутреннее вращение в Солнце представляется стороной сжатия, а в Суперсолнце являет себя стороной расширения. 12. Грядущая тепловая смерть Вселенной, понимаемая как равновесие в отрыве от движения, невозможна, ибо нет материи без движения*
Природное движение вообще в ПРИНЦИПЕ исчерпывает себя, но только со стороны восхождения по его пяти формам, которые формируются в Цикле циклов:
А. механическая & физическая = химическая
Б. механо-физическая & химическая = органическая
В. всё неорганическое движение & органическое = общественная форма движения [являющаяся исходной ступенью Страдательного Цикла циклов (Вл. 3,30:18)]. Тепловая смерть (“зима” — в Евангельском смысле) происходит только в Духе (перед наступлением “Лета Благоприятного”). Прекращение движения Духа есть исполненная суббота, Распятие.
(и диалектического единства макро- и микромира). 13. Расширение Вселенной, о котором свидетельствует красное смещение, есть одна сторона, фиксируемая рассудком. 14. И ныне нужно иметь Брунову смелость, чтобы выступить против господствующей в науке рассудочной односторонности, исключающей рациональное, но защищённой ОЧЕвидностью, интерпретируемой как готовое знание. 15. Диалектик рассматривает явления в их закономерном, соответствующем их понятию виде, т.е. независимо от их внешней видимости. 16. Представление о том, что Вселенная в последующий момент времени становится шире, чем в предыдущий, оконечивает Её со стороны реальности, что ведёт к предрассудкам. 17. Только Понятие (terminus*
Понятие, предел (лат.).
) является столь ёмким, что схватывает всю Вселенную, и с этой стороны Вселенная замкнута (имеет предел)*
Представление рассматривает и наоборот: "Замкнутое (напр., сфера) безгранично”. Это — абстрагирование поверхности от тела, которое ограничено.
; реальность же такова, что Вселенная открыта (беспредельна). 18. В последнее время в социологии, пытающейся выводить свои законы из физики, возникла теория об «открытом обществе», основанном на центральности индивидуума, отсутствии телеологии в поступках, отвержении всех форм Абсолютного (атеизм!), несопоставимого с природой отдельного человека*
Действительно, Абсолютное несопоставимо с первоприродным человеком.
, на не имеющих предела вариациях сочетаний индивидуальных атомов. 19. Но Высшее (= Образованное, Ставшее) Общество, в Центре которого находится Общественный Человек, зиждется на Гармонии единого и многого, отдельного и Всеобщего и является одновременно открытым и замкнутым, abgeschlossen (по-нем. »замкнутый», »совершенный»), прерывающим дурную бесконечность становления. 20. Рассудок, который не видит Третьего, т.е. Единства понятия и реальности, не может примирить конечность и бесконечность Вселенной и порочность своего мышления заносит в социальные исследования, рассматривая общество как продолжение природы (что, вообще говоря, верно для природного человека). 21. Диалектика удерживает противоположности в Универсуме, ибо раздвоение ЕДИНОГО и познание противоречивых моментов ЕГО — суть диалектики. 22. Единство бытия*
Бытие (-в-себе) диалектики — это Парменидово Единое, когда Единое как Реальность и Единое как Понятие есть неразличенное Одно. Ещё: бытие диалектики — в негативном (–)  ОТНОШЕНИИ к небытию (–); отсутствие сути диалектики — в  НЕДОПУЩЕНИИ небытия.
и сущности Диалектики есть её Понятие, единственно могущее дать положительное разрешение антиномии неограниченности (бесконечности, непрерывности) и ограниченности (оконеченности, дискретности) Мира в пространстве и времени. 23. Сжатие (смерть) и расширение (жизнь) Вселенной происходит в единстве разновременного и одновременного, исторического и логического, локального и Универсального. 24. Вселенная как Понятие Целого снимает разновременность отталкивания и притяжения, разбегания и сбегания в одновременности, выражающейся во ВРАЩЕНИИ Вселенной внутри Себя Самой вокруг Своего Центра. Вл.3,50:22,23 25. С одной стороны, Вселенная есть потенциальная Бесконечность (= дурная бесконечность)*
осознаётся в четвёртом йоме.
, с другой — Актуальная, Истинная Бесконечность, поскольку Она как Целое не полагает за пределами Себя Центр, Который находится везде (реальность) и Которым является Она Сама (понятие). 26. Царство рассудка, к которому относится и схоластический разум, не может решить проблему Универсального Развития. 27. Подлинно Разумное рассмотрение Развивающегося Универсума исходит из того, что МИР В ЦЕЛОМ развит (т.к. содержит в Себе всю полноту многообразия реалий, равен Сам Себе) и РАЗВИВАЕТСЯ В ЧАСТЯХ. 28. Когда говорят, что Мир в Целом есть некое бесконечно СЛОЖНОЕ (= развитое), то часто не понимают, что «Бесконечное» означает: Необусловленное, Неограниченное, Совершенное (= Абсолютное). 29. Универсум в Своей Другой стороне есть ПРОСТОЕ как Понятие, как Закон, Которым обусловлено Его Кауа*
Тело, скопище (санскр.).
; это так ЭЛЕМЕНТАРНО для Разума и снова так недоступно для рассудка! 30. Микромир (как любая часть Универсума) тоже абсолютно сложен, но это — дурная бесконечность, относительный абсолют, преодолеваемый Скачком в Истинную Бесконечность. 31. Этот Скачок совершает Разум, Который В ЦЕЛОМ непреодолим. 32. Рассудок не имеет понятия Бесконечности (= Целое целого и части), ибо не свободен от представления, не идущего дальше такого целого, которое всегда остаётся частью Целого. 33. Понятие времени подчиняется тому же закону становления, что и пространство:
0) время как понятие
1) прошедшее (падение в точку)
2) будущее (линейное устремление)
3) настоящее (взрывающаяся застывшая замкнутость)
4) вечность (дурнота непрерывного прерыва)
5) Вечность (Непрерывное Настоящее. Вневременная Система.
    Абсолютное опережение времени).
34. Прагматическое, сиюминутное настоящее есть ложная реальность, формальное единство идеальных прошедшего и будущего, — ни то ни сё. 35. Подлинным Будущим с восстановленным прошедшим располагает Божественное Настоящее, Которое не разрывается между крайностями, никуда не движется. 36. Это Настоящее — Тело Вообще, Которое, с той стороны, что Оно есть выхождение за свои пределы, связь всего со всем, является четвёртым измерением.