31. В единстве (в одном и том же отношении, как взаимопереливающиеся противоположности) надлежит рассматривать элемент и систему*
Что касается понятия структуры, то оно является узкоспециальным и есть Система как Её агрегатный вид (1  ый тип сведения многих в одно).
, т.е. элемент – это система, а система – элемент. 2. Абсолютной системой (относительный Абсолют) является Универсум, который невозможно представить, т.к. помимо того, что он реальность (с чем мирится представление), он и простое понятие, элемент*
Как зеноново СУЩЕЕ, которое настолько мало, что вовсе не имеет величины (точка), и настолько велико, что является Бесконечным.
. 3. Это – элемент не представления (которое сразу же предполагает ещё большую систему), а Мышления, – т.е. Понятие, схватив Вселенную в Целом, включило её в Себя, в Живую Систему категорий (абсолютный Абсолют). 4. Универсум, со стороны только визуальной, как явление, – Xаос*
X. и К. диалектичны. X. — не только распад, но и целое (неразличенное); К. — не только Целое (Связь), но и разложение (различенность). Есть бытие без порядка (хаотическое безобразное), а есть Бытие с порядком (2-е Явление, Вид, Образ).
, со стороны умопостигаемой, как Вещь-в-себе, – Космос*
X. и К. диалектичны. X. — не только распад, но и целое (неразличенное); К. — не только Целое (Связь), но и разложение (различенность). Есть бытие без порядка (хаотическое безобразное), а есть Бытие с порядком (2-е Явление, Вид, Образ).
, суть Вечное, Бесконечное Тело, Абсолютное. Еф.1:23 5. Бесконечно малая ВЕЛИЧИНА, как и бесконечно большая, есть вечное увеличение дробности или целого, т.е. сфера относительности, прерываемая только скачком в своё другое: из неразрешаемого противоречия – в разрешённое, из бытия – в ничто, из бесконечно ВЕЛИКОГО – в абсолютно малое, понятие, каковое является подлинным первоэлементом Универсальной Системы. 6. Частная наука, бесконечно выходя за свои пределы, является конечной, как любая часть Вселенной. Вл.3,44:9 7. Наоборот, Универсальная Система как ПРЕДЕЛьная Всеобщность, как Единый Закон отрицания отрицания, является поистине Бесконечным Методом*
Метод (Путь) вначале не есть Система (Целое), но обязательно восходит до Системы и составляет с Ней одно (Ин.14:6; 10:30).
, непреходящим динамическим органоном, "пружиной" самодвижения, ключом познания неисчерпаемого многообразия мироздания. 8. Дойдя до предельной Всеобщности, Закон достиг своего последнего выражения. Посредством новых открытий мы можем доставить ему новые подтверждения, дать ему новое, более богатое содержание, но к самому Закону, как он здесь выражен, мы не можем прибавить больше ничего. 9. В своей Всеобщности, в которой и форма и содержание одинаково всеобщи, он не способен ни к какому дальнейшему расширению: он есть абсолютный Закон. 10. Таким образом, законченность (Метода) и незаконченность (Предмета) познания надлежит рассматривать в единстве (взаимопроникновение предмета и Метода в Системе и Системы и Метода в Предмете)*
   I.   п(П)редмет  I.   безусловность
   II.  МетодII.  обусловленность
   III. Система.III. тождество Безусловности (в Методе, не зависящем
от категорий) и Обусловленности
(в Предмете) Познания (1Кор.9:19).
. 11. Диалектический Метод, будучи Совершенным, совершенствуется как Система. Он есть Совершенная Бесконечность, Бесконечное Совершенство. Откр.22:11 12. С той стороны, что Система есть Метод, категории стремятся к конечному числу и, таким образом, сводятся к (Три)ЕДИНОМУ (Закону); с той стороны, что Система есть Предмет, – который постоянно развивается, захватывая всё новые категории и их комбинации (например, "красное смещение") как новые предметы познания, – категориям несть числа. 13. Но поскольку Безграничная Система как Метод есть нечто определённое (а оПРЕДЕЛять, to gualify*
Определять; ограничивать (англ.).
— значит ограничивать), Она (несмотря на постоянное расширение по Предмету) является завершённой на каждый данный момент, Определённой Беспредельностью = Беспредельной Определённостью*
Есть Предел как Беспредельность (достижение Беспредельности), а есть предел как долженствование, недостаток (не доставание Идеала) (Иак.1:4).
. Вл.3,50:3 14. Если в частной науке познание движется только от простого к сложному (негативная бесконечность), то во Всеобщей Науке – в такой же мере от простого к сложному, как и наоборот, ибо самое простое (бытие-ничто) заключает в себе всю сложность. 15. Познавательная деятельность (деятельность мышления) есть всего-лишь средство практико-преобразовательной деятельности (Мышление деятельности), являющейся Конечной Целью, Истиной. 16. Истина есть Третье, Единство противоположностей: с одной стороны, Она Конкретна, с другой – Она Понятие (Конкретное Понятие как понятая Конкретность). 17. В наличном бытии движение к Третьему как движение а realibus ad Realiora*
От реального к Реальнейшему (лат.).
в известных категориях выглядит так:
чувственно-конкретное (созерцание),
мысленно-конкретное (абстрактное мышление),
Истинно-Конкретное. Возврат к чувственному как Конструктивному Воплощению (Практика),
Кол.2:9
       – короче:
&реальность
Понятие
=Идея*
Заключительная фигура ЛОГИКИ есть ПРАКТИКА. 
(Для рассудка Идея — только мысль.)
.
18. Реализованное Понятие есть Объект как Истинно Конкретное, т.е. законченное в Себе Самом Конкретное, Полное, Самостоятельное. 19. Схоластический разум, претендуя на истинное Третье (Которое есть практически Преобразованное чувственно-конкретное, Новая Реальность), возвращается к конкретному только в мышлении, и его третье остаётся в сфере субъективности:
1) чувственно-конкретное (чувство)
2) абстрактное (представление)
3) мысленно-конкретное (схоластический разум).
20. Собственно мышление всегда абстрактно, но его можно называть Истинно-Конкретным, когда оно обнаруживает себя в реальной, посюсторонней действительности в качестве Новой Общности. 21. Любое прекрасномыслие без воплощения, без практической переделки чувственного мира есть бесплодная абстракция. 22. Но есть плод и Плод: относительная истина и абсолютная Истина. 23. Абсолютная Истина есть Единство Себя и относительных истин*
“Дважды два — четыре", суть относительная истина, поскольку она не Универсальна, а существует наряду (как момент, а не как система).
, Она есть Универсальная Система (= СИСТЕМА Универсума), имеющая Полноту всех реалий. 24. Схоласт полагает, что любая истина является одновременно и абсолютной, и относительной. 25. Но такой абсолютизм сам оказывается относительным, ибо исключает подлинно Абсолютное, Каковое суть Единое многих. 26. Это Единое многих истин есть Универсальный Закон Свободы, Который ничем не обусловлен, равен Сам Себе в смене явлений. Пс.94:3 27. Человек в Результате становления Истории являет Саму Сущность*
Явление Сущности (das Wesen) есть бытие прошедшее (sein — gewesen), не-бытие, Истинное Бытие.
, т.е. Такое Бытие, Такую Формацию, Которая, изменяясь, остаётся неизменной, не выходит за Свои пределы, за пределы раз и навсегда объективированного За-кона предельно (= беспредельно) Всеобщей Свободы. 28. Потусторонний мир есть не что иное, как Мысль Человека, как абстракция этого мира. Иными словами, потусторонность этого мира есть посюсторонность того. Лк.17:21 29. Человек начинается со слова, – и первое слово первого человека есть не только звуковой знак (посюстороннее), но, прежде всего, значимое, содержащееся в звуке, т.е. мысль (потустороннее, сущность), которая всегда диалектична, хотя бы в потенции. 30. Даже междометие "ММ!" в смысле "ЭТО" есть абстрагирование предмета от бесконечного ряда предметов, а значит, удерживание некоего "не-это", хотя и подспудно. 31. Вот развёртывание потенции:
А. это (первоначальное)
Б. другое (не "это")
В. Другое Это.
32. Животное, имея дело с первоначальным "это", не различает в нём другое как цель, и поэтому деятельность для него безразлична и бесцельна. Еккл.3:18 33. Чтобы стать Человеком, (перво)природное существо должно оказаться в процессе Труда, в котором возникает различие на первую непосредственность (исходный материал), Средство (Орудие) и Цель. 34. В Своём Орудии Человек обладает властью над природой. Это Орудие выше преходящих, конечных целей и есть Мысль.