491. Развитие мира — это прогресс логизма как обновление, становление Духа через регресс историзма (старение тела). Можно также усмотреть, что это — прогресс историзма как становление Тела через регресс духа. 2. Так или иначе, развитие мира есть единство историзма и логизма, регресса и прогресса. 3. Развитие являет себя как негативное и позитивное: ветхий мир, развиваясь, отрицает себя, идёт к своей гибели; Новый Мир, развиваясь, утверждает Себя. 4. Для всего природного, для человека пред-Истории диалектическое единство выступает только как негативное, как единство борющихся противоположностей; но для Человека подлинной Истории, для Новой Общности Единство также есть единократный Результат борьбы, когда регресс и история сняты в Новом Мире. 5. ТЕЛО в Результате развития мира человека окончательно возвращается (совершает последний регрессивный*
От лат. regressus — возвращение.
шаг) к себе самому в качестве НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. 6. Оно восстанавливается как Глобальная Целостность, как Вселенский Мир, Который, будучи Развитым, вечно Развивается, навсегда обуздав реакцию и регресс. Лк.1:33 7. Развитие наличного бытия, которое противостоит чистому бытию, пришло к своему завершению*
Только Развитие Развитого есть неодолимая Власть над всем существующим.
. 8. Но движение, совершающееся безотносительно к чистому бытию, есть одна сторона Развития и поэтому — не более как хаотическое движение (1). 9. Те, для кого историзм существует сам по себе, без логической закономерности, отбрасывает себя до первого йома*
То есть можно пребывать на высокой ступени Развития в филогенезе и оставаться на самой низкой в онтогенезе.
. 10. По Истине История есть движение Логической Объективности. 11. Различие между первым и седьмым йомами в одном историзме существует только на уровне разности, а значит, на уровне первого йома. 12. В одном историзме (когда чистое бытие не признаётся) всеобщим оказывается первый йом, а единым — седьмой. 13. Со стороны историзма первый йом (Китай) жаждет Запада, седьмой (Германия) жаждет Востока. 14. Первый йом, поскольку он первоначальное всеобщее, существует для всех; что же касается седьмого йома, то поскольку он единое, все существуют для него. 15. Однако подлинно Единое (8) является Гармонией обоих, Гармонией всего ряда и подлинно Всеобщим. 16. Восьмое есть первое и седьмое — и ни первое, и ни седьмое. Исторически восьмое — это борьба, с позиций Логоса — Мир. 17. Без Логики все три — в первом йоме. 18. В Логизме семь культур — это семь состояний Индивидуума (< лат. «неделимый») — Единой, Общечеловеческой Культуры. Вл.3,45:5 19. Особенные культуры могут быть представлены выдающимися личностями, составляющими славу целых наций. 20. Один Человек может выражать такую Особенную Культуру, Которая является Всеобщей (8). 21. В связи с Духовным пониманием цивилизаций уместно показать, как в семерице преломляется следующая триада:
1) искусство как таковое
2) религия (вера в неведомого Бога)
3) ИСКУССТВО мышления как неРациональная философия
4) РЕЛИГИЯ как Философия (теософия)
5) ФИЛОСОФИЯ как Искусство (диалога)
6) Философия как Религия 
7) Философия в-себе-и-для-себя, собственно Философия
8) Искусство Духовного, Совершенного Разумения (София).
Кол.1:9;2:2
22. В пятом, шестом и седьмом йоме, со стороны историзма, поступательность сохраняется, со стороны логизма — снимается. Вл.3,34:25