21. Движущей силой в человеке является стремление разрешить различия, и тем выше стремление, чем глубже различие. 2. Вначале я был движим различием в МИРЕ тел, затем различием в СВЕТЕ знаний, теперь я движим различием мира и света. 3. Хотя оче-виден ОДИН мир и пребывает ОДИН свет, но они стали глубоко разделяться между собой и раскрываться для меня как ДВА полярных феномена, как две предельно различные материи, называемые низкой и высокой. 4. Люди тоже для меня принципиально разделились на два царства с противоположными религиями. 5. Одно царство исповедует религию земли, другое — религию неба. 6. Увидев борьбу между ними, я включаюсь в неё, но так, что один полюс я полагаю в «небесном воинстве» — в верующих в потустороннюю жизнь, — другой полюс замыкаю на массу, крепко держащуюся за земное, посюстороннее. 7. В этой борьбе, которая происходит вне меня, я исполнен желания сохранить единство мира и целостность своего «я». 8. Но настойчивый поиск Истины приводит ко всё более глубокому осознанию раскола мира. 9. Теперь первое царство представляется мне сферой бесконечного стяжания конечных предметов, — как чувственных, так и эмпирико-интеллектуальных. Прит.10:3 10. Осознание этого способствует выруливанию от материалистического монизма к царству дуализма. 11. Когда я окончательно опрокидываю последнего истукана в первом царстве, мне открывается второе царство, как более высокая ступень. 12. Переход к букве Писания («начаткам Учения»), которую я прежде гнал и которая обнаруживает теперь притягательную силу, сопровождается весьма чувствительными потрясениями. 13. Моя биография разделилась на два периода, причём первый, — несмотря на свою протяжённость, — оказался малосодержательным. 14. Если в первом йоме я был только телесен, то есть имел телесное мышление, душу неживую, — во втором йоме я обретаю дыхание жизни и становлюсь душою живою, телом (1) душевным (2). Быт.2:7 15. Это — дуализм, ибо мир для меня раскололся на царство тела (протяжение) и царство души (мышление). 16. Дуализм появляется только вместе с религией неба, пробным камнем которой является принятие Божественных чудес. 17. Природа второго йома недоступна для бездушного мышления.