41. Гармония — одна из главных категорий эстетики — есть Прекрасное со стороны Его Целевого Начала и является мерой и критерием эстетического. 2. Она есть Единство противоположностей, Равенство неравных. 3. Как критерий эстетического (который находится в Человеке) гармония соотносится с эстетическим предметом, а как мера — с САМИМ Человеком (Который и есть Мера всех вещей), ввиду чего прекрасный предмет ни в чём не должен быть через-мерным. 4. Возвышенное тоже совпадает с Прекрасным со стороны значимости, мощи, масштабности. 5. Для первоприродного человека Возвышенное — сфера несвободы, превосходства, явление, вызывающее, помимо благоговейного отношения, чувство тревоги и даже страха. 6. Новый Человек, «Умом громам повелевающий», находит в Возвышенном — в величественных явлениях природы, во всемирно-исторических переворотах, в Провидении Божием — Своё, родственное, бесстрашно = героически ассоциируясь с Возвышенным. 7. Героическое как проявление одной из форм Возвышенного тесно связано с Трагическим, включающим в себя высшую степень Оптимистического — сознание Вечности — и ужасного — сознание смерти — смерти не природной только, каковую умерший не пере-живает, а Духовной, являющейся самым ужасным и Трагическим фактом. 8. В целом высшее Трагическое, имеющее своей кульминацией смерть в Истине, величественно, но причастно демонической мощи; оно завершается Возвышенным, уже не подавляющим, а дающим Свободу и полностью совпадающим с самым Прекрасным — Бессмертием. 9. Только Герой становится Господином обстоятельств — и только через Трагическое, кульминативным моментом которого является Духовная смерть, то есть абсолютное рабство, предельная власть обстоятельств, полное невладение миром. Мк.15:25 10. Смертельный ужас есть нечто безысходное и безнадёжное для мира в целом, для духа зла, но не для Носителя Духа Истины, несмотря на то, что Он переживает самое ужасное — насильственную смерть, — и именно пере-живает, потому что в Трагедии Героя имеет место высший Оптимизм. 11. Подлинный, Настоящий Герой — это Человек, прошедший путь под народом (преисподняя) и ставший за народ, впереди народа, вместе с народом и над народом, как Добрый Пастырь; Он Везде- и Вечносущ. 12. Его смерть, в которой концентрируется глубочайший, Вселенский трагизм, не есть невосполнимая утрата, не есть тупик, через неё навеки утверждается Бессмертие Человечности в Конкретном Человеке. 13. Герой Духа и герой политической жизни живут настоящим, но Первый причастен к Вневременному Настоящему, второй — только к прагматическому, и если на него история накладывает печать, то Первый накладывает печать на Историю. 14. Человек Настоящий — это Вечность, это — СОВЕРШЕНСТВО = ПОЛНОТА ВСЕХ ДОСТОИНСТВ, Прекрасное же есть один из предикатов Абсолютного Совершенства, Его эстетический аспект. 15. Понятие «совершенный» только в связи с Человеком означает Абсолютное Совершенство; всякое другое совершенное не являет Полноты и даже может быть Её противоположностью: совершенной пустотой, бессодержательностью, глупостью… 16. Совершенный Человек не только мыслит Истину, не только волит Добро, но и творит их, — и это Творчество есть Живое Прекрасное, Прекрасная Жизнь Второго Естества. 17. Но исторически такому Прекрасному предпосылается Его отблеск в сфере первого естества и искусства.